Адоньева Светлана Борисовна, кандидат филологических наук.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Филологический факультет,
доцент кафедры истории русской литературы
E-mail: [email protected]
Фольклор и гендерные стереотипы в современном обществе
Курс “Фольклор и гендерные стереотипы в современном обществе”, адресованный студентам-филологам, описывает половозрастные стереотипы речевого и ритуального поведения в русской традиционной культуре в сопоставлении с процессами, происходящими в этой сфере в настоящее время. Материалом для описания служат полевые исследования автора курса, проведенные в деревнях Русского севера (1988-1999 годы), материалы фольклорного архива СПбГУ, содержащие коллекции современного городского и детского фольклора, а также материалы фольклорно-этнографических архивов, содержащие этнологические описания территории российского северо-запада (город и деревня) на время конца Х1Х - ХХ века.
В качестве методологической парадигмы курса используются динамические модели этнокультурных, ментальных и социальных процессов (Э.Дюркгейм, М. Мосс, А.ван Геннеп, В. Тернер, П.Сорокин, О.Розеншток-Хюсси, Л.Витгенштейн).Аналитический аппарат курса основан на методах Тартусско-московской структурно-семиотической школы (П.Г.Богатырев, Е.С.Новик, С.Ю.Неклюдов, Б.А.Успенский, А.К.Байбурин, и др.) и методах анализа поэтики Петербургской филологической школы (Б.Эйхенбаум, В.М.Жирмунский, В.Я.Пропп, Б.Н.Путилов, Б.В.Томашевский, О.М.Фрейденберг, В.Е.Холшевников и др.).
Курс представляет собой одну из специальных дисциплин в рамках учебного плана по специализации “Фольклористика”, разработанную Пропповским Центром и введенную в качестве дополнительной специализации для студентов филологического и восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Задача курса состоит в том, чтобы научить студентов различать гендерные аспекты в артефактах традиционной и современной культуры (фольклора, литературы), ставить научные задачи и проводить самостоятельные исследования в этой области .
Курс построен на сочетании трех методов :
- лекции, в которых излагаются основные подходы к изучению гендерных аспектов русской традционной культуры и предлагаются методы описания современного материала с этой точки зрения - 32 аудиторных часа.
- семинары, где будет отрабатываться методика индивидуальных полевых, архивных и аналитических исследований - 12 часов.
- индивидуальная курсовая работа, сочетающая опыт полевого исследования, архивной работы и анализа одной из предложенных для исследования тем.
Построение курса направлено:
на выявление системы социального механизма освоения мужчиной и женщиной в российском обществе меняющихся в процессе жизни возрастных ролей;
- на установление соотношения между современным состоянием этого социального механизма и его функционированием в русском традиционном обществе (на материале крестьянского Русского севера);
- на определение круга поведенческих образцов, служащих в современном российском обществе для формированиея мужских и женских жизненных сценариев, выявление и анализ традиционных и современных культурных (ритуальных и речевых) форм, адаптирующих человека к новой возрастной роли.
Система современных половозрастных ролей в России должна быть охарактеризована в той мере, насколько это необходимо для определения динамики перехода от одной возрастной роли к другой в процессе человеческой жизни . Моменты перехода - безусловно кризисные моменты в жизни человека - периоды активного использования прошлого опыта(ввиду отсутствия новых поведенческих приемов) как индивидуального, так и коллективного. Где хранится этот коллективный опыт, как он востребуется, каково его содержание для современного российского общества и каким оно было в русской традиции -таковы вопросы на которые также необходимо будет дать ответ в процессе изложения материала в курсе.
План лекционного курса:
- Половозрастная стратификация в крестьянской общине Русского севера: конец Х1Х - конец ХХ века.
- Женские возрастные статусы, возрастные группы и социальные функции в русской деревне.
- Мужские возрастные статусы, возрастные группы и социальные функции в русской деревне.
- Возрастные кризисы и статиситка смертности в среди северно-русских крестьян (конец Х1Х века - конец ХХ века).
- Социальная практика преодоления возрастных кризисов: переходные обряды.
- Переходные обряды в современной русской деревне.
- Прагматика современного фольклора и концепты мужских и женских возрастных ролей.
- Современные мифы, кульутрные императивы и ритуальная практика: гендерный аспект.
- Культурные сюжеты и жизенные сценарии: мужские и женские возрастные идеалы и опыт автоописания
- Социальные техники “вхождения в образ” и современная культура.
- Каталог мужских и женских моделей поведения и проблема ролевого репертуара.
- Мифология современных гендерных стереотипов: проблемы источников.
- Интерпретация кульутрных артефактов и техника полевых исследований.
- Фольклор, литература и массмедиа в контексте гендерной и возрастной социализации..
Литература:
Э. Дюркгейм и М.Мосс. О некоторых первобытных формах класссификации. К исследованию коллективных представлений.// М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
М.Мосс. Очерк о даре // М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. М. 1996. С. 83-217
М. Мосс. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие “я”.// Там же.
Э.Дюркгейм. Ценностные и реальные суждения // Э.Дюркгейм. Социология:ее предмет, метод и назначение. М. 1995. С.286-304.
Этнические стереотипы поведения./ Сб.ст. Л., 1985.
Этнические стереотипы мужского и женского поведения./Сб.ст. СПб., 1991.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993.
Бернштам Т.А. Новые перспективы в познании и изучении традиционной культуры: теория и практика этнографических исследований. Киев, 1992.
Wierzbicka A.Semantics, culture and cognition: Universal human concepts in culture-specific configurations. New York. 1992.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
А.Ван Геннеп. Обряды перехода. , Пер. С фр. М., 1999
Логический анализ языка: культурные концепты. М., 1991.
Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994.
Peoples J., Bailey G. Gender in Comparative Perspective// Peoples J., Bailey G. Humanity: An Introduction to Cultural Anthropology. St. Paul et al., 1988.
Berne E. Games people Play: the psychology of human relationships.: Верн Е. Игры, в которые играют люди. Спб., 1992.
Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку.// Новое в лингвиситке.М., 1960.
Е.С.Новик. О единой коммуникативно-обменной структуре обрядов// Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.1984.
Адоньева С.Б. Герасимова Н.М. “Никто меня не пожалеет”: баллада и романс как феномен фольклорной культуры нового времени//. Современная баллада и жестокий романс., СПб., 1996.
Адоньева С.Б. Мужчины: к проблеме традиционных социальных ролей. Преемственность поколений: диалог культур. Мат.междунар. конф. СПбГУ, СПб., 1996.
Адоньева С.Б.Ритуальные функции женщины в русской традиции. //“Живая старина”, 1998. № 1.
Адоньева С.Б. Баллады // Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных историй./ Сост. И ред.А.Ф.Белоусова М., 1998
Адоньева С.Б., Бажкова Е.В.Функциональные различия в поведении и роли женщины на разных этапах ее жизни //Белозерье. Краеведческий альманах. Вып.2., Вологда, 1998
Дж.Дю Буа . Категория эвиденциальности и ритуальная речь .//Кунсткамера. Этнографические тетаради. Вып.12. СПб., 1998.
Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. / Сб. Музея антропологии и этнографии. LYII. СПб., 1999.
Бочаров В.В.Антропология возраста. СПб., 2000.
Материалы для курсовых работ :
Фольклорный Архив кабинета филологического факультета СпбГу.
База данных: www.folk.ru
Материалы Тенишевского архива (Российский этнографический музей).
Белозерье: краеведческий альманах. Вып.1. Вологда, 1993.
Белозерье: краеведческий альманах. Вып.2. Вологда, 1998.
Традиционная русская магия в записях конца ХХ века. Спб., 1993.
Обрядовая поэзия Пинежья. М., 1980.
Сказки Русского севера.//Бюллетень Фонетического фонда русского языка. Приложение № 6. СПб.-Бохум, 1997..
Обрядовая поэзия Русского севера: причитания.//Бюллетень Фонетического фонда русского языка. Приложение № 7. СПб.-Бохум, 1998.
Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных историй./ Сост., ред.А.Ф.Белоусова М., 1998
Современная баллада и жестокий романс.СПб., 1996.
|