ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook

«РЕЛИГИЯ» ИЛИ «МЕТАФИЗИКА»:
ОБ ОДНОМ (НЕ)ИЗВЕСТНОМ СОЧИНЕНИИ Н. В. СТАНКЕВИЧА

М. ВЕЛИЖЕВ

I.

«Моя метафизика», одно из немногочисленных философских сочинений Н. В. Станкевича, «первый, самый непосредственный итог работы»1 его кружка, выдержала два издания. Впервые текст — два связанных между собой <теоретических> письма к   Неверову от конца марта 1833 г. — был опубликован П. В. Анненковым в 1857 г.2 и затем без изменений перепечатан Алексеем Станкевичем в собрании сочинений Станкевича 1890 г.3 После революции 1917 г. «Моя метафизика» не переиздавалась, и этот ранний незаконченный трактат именно под таким названием вошел в исследовательские работы о развитии философских взглядов Станкевича4.

Однако уже в 1969 г. возникли определенные сомнения в том, что два мартовских письма Станкевича к Неверову и «Моя метафизика» — это одно и то же сочинение. Ю. В. Манн опубликовал фрагмент из неизданной биографии Станкевича пера Н. Г. Фролова — «неизвестное высказывание» Станкевича, относящееся к «Моей метафизике»: «Это не метафизика 32 года. Это более скромная работа рассудка, помогающего чувству; это моя религия, одна, кажется, какую я могу иметь (при теперешних моих понятиях по крайней мере)». Кроме этого, Манн указал, что это место оказалось вычеркнутым красными чернилами цензора, читавшего биографию перед ее предполагаемым изданием5. Отсюда следовало, что либо «Мою метафизику» необходимо считать «метафизикой 33 года», т. е. предположить, что ей предшествовал иной вариант (?) философского сочинения, о котором мы ничего не знаем, либо нужно допустить, что этот текст вообще назывался по-другому и опять же значительно отличался от неизвестной «метафизики 32 года».

Автограф «Моей метафизики», хранящийся в фонде Я. М. Неверова (ОПИ ГИМ. № 372), позволяет однозначно решить обозначенную Ю. В. Манном проблему. Сочинение Станкевича, именуемое «Моя метафизика», носит иное название — «Моя Религия». Под таким титулом текст был отослан Неверову весной 1833 г.6 В публикации Анненкова сделаны купюры, которые, как мы дальше увидим, обусловлены строгими требованиями цензуры конца 1840-х – первой половины 1850-х гг. Так, первоначальный текст «Моей Религии» содержал следующие, не вошедшие в вариант Анненкова фрагменты:

1. В первом письме после слов «…обо всем этом в следующих письмах» и перед сентенцией «Все (das All) — есть Жизнь…» читаем:

            …надеюсь сей час показать тебе это яснее.
            Правоверные деисты говорят: Бог выше Природы, вне Природы. Есть-ли ужe этим господам вздумалось отвести местечко их Богу, то советовал бы я им выбрать лучшее. Что вне Природы? То что не есть Природа; то, что не существует, след. Ничто. И вот Престол Божества утверждается в не существующем Царстве Ничтожества; и вот из какого-то почтения, чтобы не унижать Божества слиянием с Природою; его уничтожают вовсе. — Иные заключают его в пространство Природы? Кто прав, кто виноват?
            и те, и другие
            неправы7, но никто не виноват. Мы знаем, что Разумение (Бог) есть, и более ничего об нем не знаем, не можем знать, не должны знать. Ни заключить его в пространство, ни изъять из пространства — нельзя8.

2. В начале второго письма к Неверову было выпущено следующее примечание, помещенное автором сочинения в скобки:

«Удерживаю это название <“Моя Религия” — М. В.>; ибо отсюда возникает моя Религия. Пожалуй, обвиняй покуда меня в лютеранизме — следствия покажут, что я Orthodoxus»9.

3. Наконец, процитированное Манном замечание Станкевича о «метафизике 32 года» помещается внизу последней страницы первого письма к Неверову:

«Непременно сообщу тебе дальнейшие идеи; это не Метафизика 32-го года — это <вставлено: более> скромная работа рассудка, помогающего чувству; это: Моя Религия — одна, кажется, какую могу я иметь (при теперешних моих понятиях, по крайней мере)»10.

Как несложно заметить, из текста изъято все, что непосредственно касается религиозных воззрений Станкевича — название и два существенных для понимания общего смысла произведения фрагмента. Не подлежит никакому сомнению, что «<Моя> Метафизика» — это не дошедший до нас философский текст Станкевича, созданный в 1832 г., тогда как сочинение 1833 г., о котором идет речь в настоящей заметке, озаглавлено «Моя Религия».

II.

По какой причине в издании Анненкова «Моя Религия» Станкевича оказалась столь сильно и значимо сокращена? Как уже отмечалось Ю. В. Манном, это могло быть связано с проблемами, с которыми биографический очерк Фролова столкнулся в московском цензурном комитете. Однозначный ответ на этот вопрос дает «отметка», оставленная родным братом Станкевича Александром на обложке черновой рукописи труда Фролова. Приведем его целиком:

    Биографический очерк, составленный Николаем Григорьевичем Фроловым (Две книги). Составлен Фроловым в сороковых годах (1843–1846)11.

    Письмо Н. Станкевича «Моя Религия» — напечатана при биографии его, написанной Анненковым, под заглавием «Моя Метафизика» вследствие требования цензуры (см.: Биография Н. В. Станкевича Анненкова и переписка Станкевича. Москва. 1857 г. Типография Каткова). При написании биографии Н. Станкевича Анненковым, последний между материалами для биографии имел и биографический очерк, составленный уже Фроловым. Отметка эта сделана братом Н. В. Станкевича Александром В. Станкевичем. Москва. Апреля 3-го, 1894 года12.

В первой главе черновой рукописи биографии Фролов после цитаты о «метафизике 32 года» сначала дает «порядок, ход мыслей» Станкевича «в беглом обзоре»13, а затем приводит полный текст «Моей Религии»14. Набело переписанный экземпляр, поступивший к цензору В. Н. Лешкову 29 апреля 1849 г., несмотря на все усилия Фролова15, так и не прошел цензуру и предположительно летом того же года был возвращен автору. Интересно, что в цензурном варианте заглавие «Моя Религия» не только зачеркнуто карандашом, но и практически полностью стерто, сверху другими чернилами написано «Моя метафизика», а в специальной сноске, также почти уничтоженной, сказано: «для печати другое заглавие: моя метафизика или просто философские письма»16. Вариант названия «Философские письма» в 1849 г. выглядел чересчур смелым, поэтому нетрудно понять, почему свидетели «телескопического» скандала 1836 г. остановились на нейтральной версии «Моя метафизика»17. Наконец, выскажем предположение, что Александр Станкевич мог получить рукописи Фролова именно от Неверова — после смерти последнего в 1893 г.18 Станкевич и прежде19 получал документы из личного архива Неверова, связанные с биографией брата, однако, по-видимому, с полным вариантом «Моей Религии» ознакомился лишь в 1894 г. — иначе он, возможно, сообщил бы его своему племяннику Алексею, и мы сейчас читали бы его в издании произведений Н. В. Станкевича 1890 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данилевский Р. Ю. «Молодая Германия» и русская литература (из истории русско-немецких литературных отношений первой половины XIX века). Л.: Наука, 1969. С. 69.

2 Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М.: в типографии Каткова и Ко, 1857. С. 17–24 (Переписка Н. В. Станкевича).

3 Николай Владимирович Станкевич. Стихотворения. — Трагедия. — Проза. М.: Типография и словолитня О. О. Гербека, 1890. С. 149–155. (с датой 1833 г.).

4 Машинский С. И. Кружок Н. В. Станкевича и его поэты // Поэты кружка Станкевича. М.; Л.: Советский писатель, 1964. С. 39–40; данная работа с небольшими исправлениями перепечатывалась несколько раз. См., например: Машинский С. И. Станкевич и его кружок // Машинский С. И. Наследие и наследники. Статьи. М.: Советский писатель, 1967. С. 198-276 (о «Моей метафизике» см. стр. 244–245); Brown J.E. Stankevich and his Moscow circle. 1830–1840. Stanford, California: Stanford University Press, 1966. P. 15; Философия Шеллинга в России. СПб.: Издательство РХГИ, 1998. С. 332–335; и др.

5 Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820–1830-е гг.). М.: Искусство, 1969. С. 200. Перепечатано без изменений во втором издании книги: Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998. С. 261–262.

6 Весьма вероятно, что «Моя Религия» вошла в подборку литературных текстов, которую Станкевич преподнес Неверову 21 апреля 1833 г. «на память дружбы», как значится на обложке бумажной папки, сохранившейся в фоне Неверова (ОПИ ГИМ. Ф. 372. Ед. хр. 4. Л. 3). Точный состав подборки нам неизвестен, поскольку в соответствующую папку — вместе со стихотворениями 1831 – нач. 1833 гг. — вошло письмо Станкевича Неверову от 17 декабря 1833 г., свидетельство более позднего происхождения данного собрания текстов.

7 Перед «неправы» зачеркнуто «оба».

8 ОПИ ГИМ. Ф. 372. Ед. хр. 4. Л. 4–5 об.

9 Там же. Л. 6.

10 Там же. Л. 5 об.

11 Начальные слова комментария А. В. Станкевича к биографии Фролова приведены в кн.: Манн Ю. В. В кружке Станкевича. Историко-литературный очерк. М.: Детская литература, 1983. С. 314.

12 ОПИ ГИМ. Ф. 351. Оп. 1. Ед. хр. 62. Л. 1.

13 Там же. Л. 15.

14 Там же. Л. 16 об. – 19 об.

15 В черновом варианте предисловия к биографии Станкевича Фролов отмечал, что «знакомство с личностью» Станкевича будет «особенно благотворно для юношей» как «созерцание процесса внутреннего развития, постепенного воспитания и уяснения благороднейших стремлений человека», «нравственно чистого» (ОПИ ГИМ. Ф. 351. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 1 об. – 2).

16 Там же. Л. 31 об. Стертая надпись прочитывается. Кроме того, та же единица хранения содержит краткие выжимки из биографии Фролова, в которых примечание о новом названии «Моей Религии» сохранено в первоначальном виде (Там же. Л. 333 об.).

17 Цензурный вариант биографии Фролова содержал полный текст «Моей Религии», почти полностью перечеркнутый красным карандашом цензора. Кроме того, сохранились карандашные пометки неизвестного лица, которыми, в частности, исправлялись места, купированные затем в издании Анненкова (Там же. Л. 33 об.).

18 Часть неверовских бумаг Станкевич опубликовал в 1909 г. в журнале «Русский архив»: Из бумаг Я. М. Неверова. Письма к нему лиц неизвестных и С. П. Шевырева (Сообщил А. В. Станкевич) // Русский архив. 1909. № 5. С. 78–94.

19 См.: Неверов Я. М. Тимофей Николаевич Грановский. Профессор Московского Университета. 1834–1856 гг. // Русская старина. 1880. № 4. С. 733 (сноска 1).


Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание


Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006.

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна