Русская поэзия 1960-х годов

Женевское озеро

Возникновение туризма исторически связано с традицией паломничеств в святые места, заставлявшей примерных прихожан, желавших получить отпущение грехов и приблизиться к месту благодати, отправляться в дальнее и опасное путешествие. Перемещение в пространстве в архаической и средневековой картине мира мыслилось как одновременное изменение статуса путешественника: тот, кто побывал в Мекке или Иерусалиме, возвышался над обычными смертными, поскольку сподобился причаститься благодати в сакральном месте.

В XVIII веке, в эпоху сентиментализма, путешествие начинает восприниматься как средство воспитания души, хотя теряет непосредственную связь с сакральными точками пространства: даже обычное турне за границу или по отечественным городам и областям способно повлиять на сентиментальную душу юного путешественника.

Эпоха романтизма вносит новое веяние. Культ поэта-романтика, формирующийся в это время, неизбежно накладывает свой отпечаток на связанное с ним пространство. Светские паломничества к местам жизни поэтов или к географическим точкам, где происходило действие их произведений, приобретают в Европе начала XIX века огромную популярность. Первыми культовыми фигурами в европейской культуре были два очень разных персонажа, которые тем не менее отметили своим пребыванием один географический регион. Это были Жан-Жак Руссо и Джордж Гордон Байрон, поселившиеся в разное время на берегу Женевского озера. В это время туры в Швейцарию пользовались бешеной популярностью: начитавшиеся произведений женевского затворника восторженные англичане толпами ехали к Женевскому озеру, чтобы «причаститься» источника его вдохновения.

«Шильонский узник» Байрона и комфортный новогодний отдых в Швейцарии обеспеченных английских туристов, конечно, не слишком сочетались, однако это не смущало любителей английской словесности. Культ поэтов и литераторов, близкий религиозному почитанию, принимал схожие формы выражения: литературное или культурное паломничество совершалось по местам, связанным с их жизнью или творчеством. Так возникают и становятся популярными литературные музеи-заповедники различных деятелей литературы, чьи произведения и образы важны для самоидентификации культуры.