Русская поэзия 1960-х годов

Естественное vs. искусственное

Наивный мужской взгляд столетиями восхищался «естественной женской красотой», не подозревая о том, сколько сил, времени и умений вложено в создание этой «естественности» ее обладательницей. С самых древних времен женские хитрости, предназначенные для прихорашивания, оставались тайной для мужской половины населения, тщательно скрывались женщинами, которые высоко ценили комплименты их «естественной» прелести. И только в ХХ веке весь секретный уровень женской жизни становится публичным и открытым. Косметические средства, нижнее белье, духи, краска для волос, омолаживающие процедуры, утягивающие колготки — все это выплескивается на поверхность, в открытые для всех магазины и на поверхность рекламных стендов, на страницы журналов и телевизионные клипы. Тайное становится явным. Парикмахер, стилист, визажист, косметолог и модный дизайнер перестают быть ремесленниками и подсобными мастерами: они выступают на первый план и становятся общепризнанными художниками, от которых зависит красота и успешность. И вместе с этим древний канон естественной красоты постепенно сменяется новым. Юная прекрасная девушка, конечно, продолжает вызывать восхищение. Но помимо естественной природной прелести она обязательно должна следить за собой и быть «ухоженной». Причем это требование выдвигают далеко не женщины, испокон веков занимающиеся этим сложным искусством. Сами мужчины начинают полагать, что предпочтительнее — ухоженная девушка, умело пользующаяся всеми изобретениями новейших косметических технологий, разбирающаяся в тонкостях крема для лица, окруженная баночками, скляночками и бутылочками, способная проводить часы в салонах или в собственной ванне. Естественность — замечательно, но естественность, достигаемая умелым и тщательным макияжем — гораздо лучше. Она не увянет через пару лет, она будет усовершенствована и не обманет ожиданий. Совершенствующая собственные визажистские таланты и вкус женщина, регулярно посещающая солярий, фитнес-центр и салон красоты, не превратится в лохматую развалину к сорока годам, но станет прекраснее, чем была в шестнадцать, когда она еще недостаточно была знакома со всеми достижениями сложного искусства «следить за собой».