Русская поэзия 1960-х годов

Мифология вышивки

В архаической культуре прагматика и семантика действия, предмета или слова нераздельно слиты. Самая, на наш современный взгляд, обычная и функциональная вещь оказывается носителем смысловой структуры, емким воплощением представлений об устройстве мироздания создавших ее людей. Разнообразные способы украшения одежды, предметов повседневного быта преследовали цель не сделать вещь «красивой», как это может показаться современному человеку, а наполнить ее сакральным смыслом. Именно этим обстоятельством объясняется причудливость традиционных орнаментов на вышитых полотенцах, праздничных и повседневных предметах костюма: вышивка крестом могла выполнять функцию оберега, обозначать принадлежность к тому или иному роду, позже по орнаменту на головных уборах можно было определить, к какому региону или социальному слою принадлежит его обладательница. Символика древнего искусства вышивки более или менее успешно реконструируется в этнографических исследованиях, однако для обычных вышивальщиц сейчас орнаменты уже потеряли свои символические смыслы.

Современные мастерицы воспринимают вышивку совсем иначе: не как священное ремесло, близкое к магии и ритуальным действиям, а как хобби, успокаивающее времяпрепровождение, возможность создать рукотворные шедевры — причем часто без особого практического смысла, исключительно для удовольствия. Вышивание гладью разнообразных воротничков и манжетов, которые никогда не будут пришиты ни к одному платью или блузке; продающиеся в магазинах наборы для вышивания, которые после окончания работы можно лишь вставить в рамку и повесить на стенку — все это говорит о том, что утратив мистические смыслы, вышивка постепенно теряла и функциональную применимость. Конечно, некоторые, особенно увлеченные вышивальным делом мастерицы вполне могут гордо носить собственноручно вышитые шарфики или кофточки, однако массовое использование ручной вышивки осталось в далеком прошлом — в аристократических дворянских поместьях, где крепостные вышивальщицы готовили приданое для молодых барышень, а для самих барышень вышивка крестом была единственным развлечением в долгие зимние вечера.