Русская поэзия 1960-х годов

Не подарок, а…

Банальная житейская мудрость, регулярно вспоминаемая в Новый год, на 23 февраля и 8 марта, гласит, что дорог не подарок, дорого внимание. Прелесть этой пословицы для одаряемого близка к более откровенному «Дареному коню в зубы не смотрят»: и то, и другое утешает мало, когда при распаковке очередного презента ему с трудом удается скрыть изумление. Вот эта розовая огромная свинка с дыркой в спине — это внимание?! Или третий по счету будильник, который даритель регулярно и воодушевленно дарит на день рождение — это внимание? Но что бы ни было внутри врученного с помпой подарка, хорошим тоном считается изобразить благодарность за очередную преподнесенную бесполезную вещь. Ведь дорог не подарок…

На самом деле и розовая свинка в подарочной упаковке на 23 февраля, и огромная свеча в виде зеленой елки на Новый год демонстрируют беспомощность дарителя, скорее всего только в последний момент обеспокоившегося подарком. Подарить бессмысленный подарок дорогому и близкому человеку — значит превратить праздник и собственное внимание в формальность. Здесь не спасет ни подарочная упаковка (разве что собственноручно сделанная), ни огромный букет в качестве довеска. Искусство дарить подарки — это врожденный талант или особое умение, которое можно воспитать. Найти действительно хороший подарок человеку, интересы которого и склонности (вплоть до цветовых предпочтений) известны, довольно просто: нужно только остановиться и немного подумать, а не хватать первый попавшийся предмет в подходящей ценовой категории в отделе «Подарки».

Иногда идея подарка озаряет прямо в магазине (совсем не обязательно в подарочном, это может быть и книжный магазин, и чайный, и антикварный), иногда возникает спонтанно — здесь важны и интуиция, и удача. Но важнее всего внимание — не к подарку, не к самому факту (или акту) дарения, а к человеку, которому подарок предназначен. Стоит лишь присмотреться повнимательнее к нему перед праздником: вдруг может выясниться, что он последнее время разговаривает только о собаках, потому что обзавелся щенком, или что недавно у него украли кошелек, и он вынужден хранить мятые купюры по карманам. Идея подарка рождается из общения, из трепетного отношения к мелочам, окружающим нас.

Иногда подарку придает особую прелесть его оформление: забавные подарочные пакеты или упаковка, на которую даритель самостоятельно наклеил аппликацию, например, из божьих коровок (не просто так, а со смыслом: адресат подарка испытывает к ним страсть, и даже на автомобиле сделал аэрографию в виде большой божьей коровки). Такие мелочи приобретают смысл, если уделить им толику внимания — и тогда подарок действительно будет дорогим.