Русская поэзия 1960-х годов

Веселый офис

Современные офисы в большинстве своем — скучные и единообразные пространства. Стандартный евроремонт, неброского цвета ковролин, пластиковые столы, кресла на колесиках и ряды компьютеров наполняют тысячи офисов в Москве, Нью-Йорке или Рязани. Расстановка мебели в помещениях тоже практически всегда строится по одному — разумеется, эргономическому — принципу, и сменивший место работы менеджер или клерк не тратит много времени на привыкание к новому пространству: оно как две капли воды похоже на прошлое место работы. Дизайн интерьера офиса может варьироваться минимально в зависимости от культурных предпочтений и — в меньшей степени — от географии. Американские фирмы чаще предпочитают отгораживать рабочие места стеклянными или пластиковыми открытыми перегородками, создающими иллюзию частного и обособленного кабинета для каждого работника. Но только иллюзию — потому что на самом деле перегородки только подчеркивают инкубаторский характер организации офисного помещения: они вынужденно делят комнату на четкие геометрические «кубики», и работающие в «кубиках» менеджеры занимают свои ячейки, как подопытные кролики.

Одно из любимых развлечений на работе — непрекращающиеся попытки превращения рабочего офисного пространства в нечто личное, частное, интимное. Фотографии, постеры, забавные картинки распечатываются из интернета и развешиваются на стенах над компьютером. На монитор приклеивается смешная и милая игрушка. На столе непременно фигурирует кофейная чашка с «прикольной» картинкой. Но чаще всего эти попытки выглядят жалко: и чаши, и картинки, и игрушки не отличаются разнообразием, а радикальные попытки переустроить рабочее место в соответствии с личными предпочтениями обычно наталкиваются на сопротивление офис-менеджера, следующего за «корпоративным духом». Казалось бы, кабинет руководителя должен представлять собой более оригинальное офисное помещение. Но и здесь мы неизбежно наталкиваемся на стандартные представления о том, как должно выглядеть рабочее место начальника: чуть более дорогая мебель, чуть лучше вид из окна, представительские канцелярские принадлежности и пара бессмысленных презентов от партнеров. Личному и оригинальному не место в офисе. «Художественный» рабочий беспорядок безжалостно уничтожается ежедневно приходящей уборщицей, а косые взгляды заказчиков и посетителей на авангардную картину на стенке быстро приводит к ее перемещению в комнату отдыха, скрытую от глаз посторонних.

Лишь смелые и радикальные компании позволяют себе отступление от общепринятого стандарта офисного дизайна. Обычно это дизайнерские студии, которым по определению положено быть «креативными» и непохожими на других, либо фирмы, которым не достает средств или времени на то, чтобы привести рабочее помещение в порядок. Постепенное обретение компанией солидности незамедлительно сказывается на внешнем виде офиса. Стереотипы, царящие в российской и международной бизнес-сфере, в определенный момент заставляют директора фирмы, только что получившей оплату за большой заказ, открыть страницу Яндекса и вбить в окно поиска «офисная мебель москва». Но далеко не каждый руководитель приходит к мысли о необходимости оригинального офисного помещения, и уж тем более не у каждого есть желание серьезно вложиться в это мероприятие. Бизнес-центры, офисы и конторы медленно, но верно обретают типовое, одинаковое, стандартное лицо.