Русская поэзия 1960-х годов

Бижутерия: от каменного века до сегодняшнего дня

В архаическую эпоху веревки с продетыми на них зубами акул и клыками амурских тигров выполняли одновременно символическую и прагматическую функцию (поскольку для мифологического мышления это стороны одной медали). Они были призваны защищать охотника от духов убитых им зверей, придавать ему их силу и ловкость, демонстрировать другим членам племени его мощь и опыт. Охранные функции древних украшений со временем переходят к христианским реликвиям: ладанки, содержащие сакральные предметы, имеющие отношение к почитаемым святым, играли ту же роль, что и зубы акулы в каменный век. Постепенно, с секуляризацией общества, эти защитные культовые предметы превращаются в украшения. Так возникает бижутерия. Долгое время она сохраняет унаследованное архаическое значение: по украшениям можно судить о значимости состояния их обладателя, а, соответственно, и о его статусе в обществе. Вплоть до ХХ века остаются актуальными представления, что драгоценные и полудрагоценные камни сами по себе являются гарантией и защитой, укрепляют иммунитет, усиливают черты характера или способности. И, несмотря на то, что выбираются украшения все же по их стоимости, цвету и блеску, архаическая вера в их силу подспудно продолжает существовать и в сознании современных модниц.

Бриллианты — лучшие друзья девушек, алмазное колье с маленьким черным платьем, «Завтрак у Тиффани» — все эти символы культуры XX-XXI веков свидетельствуют о том культе, который возникает уже вокруг самих украшений, независимо от свойств самих камней. Ведь сами по себе драгоценные камни не обладают ценностью — и это прекрасно знали аборигены, с удовольствием менявшие их на оружие и другие полезные вещицы у европейских конквистадоров. Помещенные в сакральный контекст, в интерьер готического храма драгоценности становились отражением и сосредоточением божественного света в восприятии средневековых богословов. Хотя в формировании католических смыслов золота и драгоценностей сыграла роль и простая слабость аббата Сугерия к сверканию рубинов и изумрудов. Точно так же и женское восприятие бижутерии сочетает в себе чистый восторг и веру в необъяснимую силу драгоценностей.