Русская поэзия 1960-х годов

Новая петербургская архитектура

Душераздирающая борьба защитников истинного Петербурга и застройщиков продолжается уже несколько лет. Радикальное сопротивление практически любым изменениям городского ландшафта тем активнее, что в советское время возможность социальной активности городских жителей полностью исключалась. Власти, осуществлявшие с начала советской эпохи трансформации с архитектурным и топонимическим пространством Петербурга, естественно, не считались с мнением коренных петербуржцев, полагая их «остатками» буржуазного прошлого. А «коренные» не слишком сопротивлялись, понимая утопичность самой мысли о требованиях сохранить историческое лицо города.

С распадом Советского Союза начинаются работы по реабилитации старого города и возвращению утраченных названий улиц. Сам город получается обратно свое исконное имя, а за ним в городское пространство возвращается давно забытая топонимика. Однако период новой реставрации города оказался сопряжен и с его трансформацией в духе нового коммерческого времени: девяностые годы и начало XXI века — время вторжения бизнеса, торговли и рекламы в петербургское пространство. И это внезапно вызывает реакцию отторжения у защитников Петербурга, получивших вдруг право голоса — впервые после длительного периода советского молчания. Любая архитектурная мастерская в Петербурге, представлявшая проект для реализации, подвергалась нападкам и критике, любое изменение городского облика воспринималось новыми краеведами как посягательство на его честь, достоинство и статус «культурной столицы», «города-музея», литературного и культурного заповедника. Удивительно, сколь многое накопилось за советское время в душах у краеведов-любителей. Социальная активность горожан, подутихшая, казалось бы, после политического перестроечного бума конца восьмидесятых — начала девяностых годов, теперь реализуется в отстаивании исторического облика Петербурга. Его архитектура — единственное, что вызывает столь бурные эмоции. Городская история — как последний оплот интеллигентской самоидентификации, воплощенный в архитектурных ансамблях и целостности городского пространства, защищается на митингах, в прессе и в блогах. Еще немного — и возле башни Газпрома будут стоять новые баррикады.